«Не так сложно учить детей, как трудно общаться с родителями» - в педагогической среде эта фраза стала расхожей. В опыте каждого учителя найдется немало примеров того, как нелегко бывает найти взаимопонимание с родителями, а молодые педагоги зачастую со страхом думают о грядущей беседе с мамой, папой или бабушкой ученика.
Дадим несколько советов, как провести беседу с родственниками школьника продуктивно.
С первых минут общения старайтесь найти контакт с родителем. Используйте для этого экспрессивные средства: взгляд, жест, улыбку. Присмотритесь к собеседнику, попробуйте понять его эмоциональное состояние. Внимательно слушайте, чтобы понять ход мыслей.
Избегайте слов и поступков, которые приведут к ссоре. Старайтесь использовать смягчающие формулировки, соблюдайте нейтралитет.
В любых условиях предоставьте ему возможность сохранить чувство собственного достоинства.
Чаще всего родителю хочется получить поддержку педагога, обрести в его лице союзника. Постарайтесь донести до родителя мысль о том, что его ребенок вам небезразличен, осознав этот факт, собеседник скорее пойдет на контакт.
Используйте правило “трех да”: задайте сначала два простых вопроса, на которые собеседник однозначно ответит “да”, далее озвучьте важный для вас вопрос. Помните о том, что порядок аргументов нередко влияет на их убедительность, рекомендуем использовать следующую последовательность: сильные - средние - самый сильный.
Общение должно быть открытым, избегайте недосказанности. Расскажите о своем видении причин проблем, связанных с плохим поведением или низкой успеваемостью ребенка.
Ведите себя уверенно, избегайте фраз «Простите за беспокойство», «Пожалуйста, найдите время для встречи со мной...». Не позволяйте родителям занимать позицию судьи и обвинять вас во всех трудностях, которые возникают у ученика.
Будьте готовы озвучить конкретные рекомендации, как помочь выйти ребенку из возникшей сложной ситуации. Но при этом дайте родителю понять, что ваши советы обсуждаемы.
Завершите общение «развивающим» советом, мотивируйте родителя действовать самостоятельно. Напоследок подбодрите его, подчеркнув, что подобные трудности свойственны многим детям этого возраста и, самое главное, разрешимы.
Затем советуем получить от родителя обратную связь. Вопрос: «Что из нашей беседы вам запомнилось?» поможет родителю сформулировать тезисы состоявшегося разговора.
Это далеко не полный список советов, которые помогут родителям и педагогам лучше понимать друг друга. Главная наша рекомендация: не забывайте, что основная цель общения – благополучие школьника.