Похвала - один из самых действенных методов мотивации учебной деятельности. И, как действенное средство, он имеет ряд ограничений. Как хвалить правильно? Как не “перехвалить” и “недохвалить” ученика? Давайте разберемся.
1. Хвалите за действия и результаты.
Важное правило: хвалите ребенка не за личность, а за достижения. В противном случае у ученика сформируется завышенная самооценка, что неизбежно приведет к личностным проблемам.
2. Похвала должна носить конкретный характер.
Избегайте общих слов: не “Ты настоящий художник”, а “Ты сегодня очень грамотно нарисовал тени на рисунке”. Похвала конкретных достижений выглядит более искренней и значимой.
3. Частая неумеренная похвала раздражает, со временем теряет свою волшебную силу
… и ведет к зазнайству.
4. Хвалите всех учеников, а не только лучших и любимых.
Нередко учитель, привыкая к успехам учеников, хвалит их по привычке, не замечая стараний остальных детей. В итоге класс недоброжелательно относится к таким “любимчикам” и теряет мотивацию.
5. Дайте ученику прочувствовать и присвоить свою победу.
Ребенок решил одну из двух трудных задач? Похвалите за это, не акцентируйте внимание на второй, пока не решенной, убедите школьника в значимости его победы.
6. Используйте преимущества “я-позиции”.
Эта позиция несет большую эмоциональную ценность. Не “Ты молодец”, а “Я рада тому, что ты не сделал ни одной ошибки в диктанте”.
7. Будьте последовательны.
Не хвалите сегодня за то, за что вчера критиковали, так ребенок может потерять ощущение стабильности мира и доверие вам.
8. Хвалите каждого ребенка за любую его победу.
Даже если один ученик вырвался вперед, а другой с трудом делает первые шаги, хвалить их нужно одинаково. Иная маленькая победа над собой стоит больших усилий, чем 10 решенных задач по физике.
Итак, давайте будем хвалить правильно. И не только учеников, но и друг друга, ведь, как известно, “доброе слово и кошке приятно”.