Когда учитель (преподаватель, тренер, модератор, тьютор, консультант и др.) вместо того, чтобы привычно готовиться к очередному уроку (лекции, семинару, тренингу, консультации и т.д.) вдруг останавливается и глубоко задумывается над тем, что он делает, как вы думаете, коллеги, какие мотивы движут этим мгновением?
Желание делать свою работу по-новому, потому что надоело по-старому?
Неудовлетворенность качеством проводимого обучения или его эффективностью?
Мысль о несоответствии своих действий тому, что нужно ученику?
Еще более крамольная мысль о несоответствии учебной программы требованиям времени?
Или простой вопрос – тем ли я вообще занимаюсь? Возможны варианты…
Как видите, вопросов (как и мотивов) может быть много и вопросы разные. Но все они направлены на более глубокое понимание своей профессиональной деятельности. Наше подсознание (которое составляет 5/6 восприятия и переработки информации по отношению к 1/6 сознания) проанализировав ситуацию и выявив несоответствия, требует от сознания разобраться, т.е., осознать.
Можно ли найти какие-то оправдания для подсознания и успокоить его на время – конечно, да. Если чуть поднапрячься, то можно баюкать его все оставшееся до пенсии время.
Можно поступить по-другому? Естественно, да! Т.е. разобраться, все ли ладно и если что-то не так, то, что именно и что надо изменить? И в этом начало развития!
Как менять, что и сколько для этого потребуется – уже второе. Главное, принять решение. Наша психика – очень нежное создание. Вместе с тем, от природы она обладает огромным зарядом энергии. Можно заставить человека совершать какие-либо действия без его желания или даже вопреки ему, но вопрос эффективности такой работы остается открытым, поскольку вектор психической энергии в этом случае имеет обратное производимым действиям направление.
Поэтому так важно, чтобы изначально произошло осознание необходимости изменений, после чего - готовность подумать о том как, когда и где, затем сформировалось самостоятельно принятое решения начать движение и, наконец, осуществилось(!) совершение первого шага на пути изменений. Процесс этот может быть короче, чаще - намного длиннее, особенно при неумелом или неосторожном внешнем воздействии желающих помочь, но он должен происходить, поскольку физиологически и морфологически обусловлен. В мозге должны образоваться, закрепиться и начать устойчиво функционировать новые конструкции.
К чему, кроме необходимости изменяться и изменять, еще приводит осознание? Первое – к пониманию, что это самостоятельное решение, второе – что всю меру ответственности за сделанный выбор придется взять на себя. Как первое, так и второе может и напугать и вдохновить. Можно стать премудрым карасем, а можно – Данко, выбор опять-таки самостоятельный. Но выбор между этими крайними вариантами безграничный! Поэтому есть такие же безграничные индивидуальные возможности подобрать наиболее подходящий вариант для себя. С тем, чтобы оптимально использовать психическую энергию.
Однако, выбирая вариант, специалист, в нашем случае это человек, взявший себе право обучать других людей, должен постоянно помнить об ответственности. В первую очередь, ответственности за результаты своей деятельности. Так, например, преподаватель вуза, обучающий, в основном теоретически, будущих специалистов по учебной программе, отметившей свой вековой юбилей, явно такой ответственности не ощущает. Поскольку не осознает или игнорирует тот факт, что знания его выпускника, и умения, если таковые появляются при теоретическом обучении, не соответствуют современным потребностям профессии.
Т.е. прежде чем браться кого-то обучать, надо дать себе отчет, т.е. осознать – будут ли реально отвечать существующим и перспективным потребностям профессии, жизни те знания и умения, которые обучающиеся приобретут в результате, в том числе, и моей профессиональной деятельности.
Кстати, этот принцип в равной мере относится как к учителям, так и к менеджерам, направляющим на обучение сотрудников, и, несомненно, к самим обучающимся. Каждый должен получить обоснованно позитивный ответ на этот вопрос прежде, чем начнет обучение.
Можно услышать возражение, что многие приходят в вуз, не сосем или совсем не понимая, нужно ли им это обучение. Так и есть. Статистика свидетельствует, что только 30% выпускников гуманитарных вузов страны работают по специальности. Пока. Пока мы огромное количество времени первокурсников и их преподавателей тратим на физику и высшую математику вкупе с философией, вместо того, чтобы целенаправленно помогать студентам определяться в правильности сделанного выбора. Кстати, ничего против физики и математике не имеем, даже наоборот, если целесообразно и к месту. Что касается философии, предполагаем, что ей место, все-таки на последних курсах, когда оформляются (должны оформляться) профессиональные качества специалиста.
Время непрофильных предметов необходимо заменить на плотное знакомство с будущей профессией или специальностью. Чтобы студент мог практически увидеть и ощутить, где ему придется работать по окончании учебы. Чтобы сам понял, зачем ему необходимо изучать тот или иной предмет, как приобретенные знания будут обеспечивать качество его будущей работы и, что не менее существенно, его жизни.
Рефлексия студента, поддержанная опытом и знаниями наставника, приведет к самоопределению и принятию осознанного решения о продолжении обучения или дальнейшего поиска своего пути, что сэкономит огромные средства государству, время и деньги обучающемуся, вызовет рост экономики, изменит отношение к обучению, повысит рейтинг преподавателя… список значимых позитивных эффектов такого подхода можно продолжить.
Заложенные основы тесного и дружественного взаимодействия теории и практики, имеющихся у обучающегося знаний и умения с вновь приобретаемыми важно красной нитью провести через всю программу обучения и в дальнейшем этот принцип сохранить на курсах повышения квалификации.
Конечно, и при таком подходе не все выпускники будут работать по специальности, но соотношение точно измениться. Овчинка стоит выделки!
С чего начинать? Для обучающего – с себя, своего отношения к делу, которым занимаешься, глубокого анализа, вплоть до совершенной ясности. Можно, конечно ждать директив, но министерства и ведомства очень большие системы, им изменить свое отношение и деятельность намного сложнее и времени это займет очень много. Конечно, и наверху изменения будут происходить, поскольку они объективно обусловлены, но есть ли смысл ждать?
Этот подход верен не только для вузов, но и для всех образовательных учреждений, организаций, курсов и программ. Когда существующая ситуация становится предельно ясной и достаточно отчетливо видятся цели, можно начинать разработку и реализацию изменений.
Лазарев Тимофей Васильевич,
директор по развитию
АНО ДПО "Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки
"Мой университет"