Домашние задания – составная часть процесса обучения, которая организуется учителем с целью закрепления и углубления знаний учащихся, полученных на уроке, а также подготовки их к активному восприятию нового учебного материала. Домашние задания способствуют развитию навыков самостоятельной работы, формированию интересов, воспитанию воли и ответственного отношения к учебе. В последние годы происходят существенные изменения в российской педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Реализаций идей национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», внедрение ФГОС второго поколения должна повлиять на изменение содержания домашней учебной работы, создание системы домашней учебной работы для талантливых детей, принятие принципа здоровьесбережения и здоровьесозидания как основного условия деятельности ребенка в школе и дома. Дистанционный курс позволяет определить некоторые регламенты системы домашней учебной работы, рассмотреть домашнее задание как права и обязанности ученика, учителя и родителей и помочь учителю разработать оптимальную и эффективную систему домашних заданий в соответствии с требованиями со Стандартами второго поколения.
Цель курса: оказать методическую помощь педагогам в повышении эффективности домашних заданий в условиях внедрения и реализации ФГОС.
Задачи курса:
- познакомить с историческим аспектом развития домашней учебной работы как компонента образовательного процесса;
- познакомить с функциями, целями и задачами, дидактическими возможностями домашней учебной работы;
- познакомить и научить отбирать содержание и формы домашнего задания в зависимости от ступени обучения;
- познакомить с требованиями современного образования к домашним заданиям;
- познакомить с современными системами оценивания домашних заданий;
- оказать методическую помощь в разработке системы домашних заданий по одной из тем по предмету.
Для кого предназначен курс: для педагогов образовательных учреждений всех типов и видов среднего общего образования, образовательных учреждений коррекционного образования.
Продолжительность курса: 2 месяца.
Программа.
Название модуля |
Содержание |
Модуль 1. «Организационный |
1. Инпут «Добро пожаловать на МК»
2. Инпут «Начало»
3. Инпут «Работаем в системе Moodle»
4. Пр. зад. 1 «Создание личной страницы»
5. Программа обучения на МК (сроки обучения, сроки выполнения заданий, порядок отчисления)
6. Файл «Методическая литература для более глубокого ознакомления»
7. Опрос «Зачем я пришел на этот МК?»
8. Пр. зад. 2 «Входная анкета»
|
Модуль 2. «Домашняя учебная работа в структуре образовательного процесса» |
1. Инпут «Домашняя учебная работа в структуре образовательного процесса»
2. Форум «Какое название больше всего отражает практику домашней работы в вашей педагогической деятельности на разных ступенях»
3. Анкета (опрос?) «Анализ практики домашних заданий в работе учителя»
4. Пр. зад «Эссе на тему «Домашнее задание – право или обязанность учащихся»
5. Тест «Параметры домашней работы»
|
Модуль 3. «Домашние задание – предмет спора на протяжении столетия» |
1. Инпут «К вопросу о том, как все начиналось»
2. Инпут «Домашние задания – предмет спора на протяжении столетия»
3. Пр. зад. «Сравнить две статьи 1964г. и 1993 г. о подходе к определению домашней работы учащихся»
4. Пр. зад. «Пишем статью о домашних заданиях для современной педагогической энциклопедии»
5. Опрос Домашнее задание:
- средство развития сам.раб. учащихся
- средство воспитания учащихся
- средство контроля
- средство компенсации неэффективного преподавания на уроке
6. Пр. зад. «Выбираем тему для итогового проекта» (организационно- методическая информация)
|
Модуль 4. «Советский и зарубежный опыт в области организации домашних заданий: проблемы результативности домашних заданий» |
1. Инпут «Сетевые ресурсы о домашних заданиях в зарубежной школе»
2. Пр. зад. «В чем сходство и отличие проблем, связанных с домашним заданием в зарубежных и российских школах»
3. Опрос «Что мешает учителю отказаться от ежеурочных домашних заданий?»
4. Пр. зад. «Предлагаем свои варианты формирования опыта выбора домашних заданий на разных ступенях»
|
Модуль 5. «О функциях домашнего задания» |
1. Инпут «Функции домашней работы в условиях внедрения и реализации ФГОС»
2. Пр. зад. «Выполнение функций домашней работы в разных классах на разных ступенях образования»
3. Пр. зад. «Эссе на тему «Как может измениться урок, если изменится функция домашнего задания»
4. Пр. зад. «Определяем функции Д.З. по выбранной теме итогового проекта»
|
Модуль 6. «Цели и задачи домашней работы и домашних заданий» |
1. Инпут «Цели домашней работы и домашних заданий»
2. Опрос «Изменится ли цель урока, если изменится цель домашнего задания?»
3. Пр. зад. «Меняем цель Д.З. – меняем цель урока, и наоборот»
4. Пр. зад. «Определяем цели Д.З. в итоговом проекте»
|
Модуль 7. «Дидактические возможности домашних заданий. Отбор содержания для домашней работы» |
1. Инпут «Эффективные способы организации домашних заданий: индивидуализация, дифференциация, интеграция, компетентностный подход, групповые и коллективные способы обучения»
2. Инпут «Творческие Д.З.: за и против»
3. Пр. зад. «Домашнее задание до урока или после»
4. Пр. зад. «Может ли организация домашней работы поддерживать инициативу учащихся?»
5. Пр. зад. «Планируем Д.З. до или после урока в зависимости от цели Д.З. и цели урока в итоговом проекте»
6. Опрос «Компьютер и Д.З.: в чем целесообразность использования»
|
Модуль 8. «Управление системой домашних заданий в школе» |
1. Инпут «Инструменты управления домашними заданиями»
2. Пр. зад. «Какие инструменты управления и регулирования домашней работой применяются в вашей школе?»
3. Пр. зад. «В какие периоды образовательного процесса, по вашему мнению, возможно снижение домашней нагрузки учащихся?»
4. Пр. зад. «Домашнее задание в выпускных классах: к каким разделам ГИА и ЕГЭ можно готовиться дома?»
|
Модуль 9. «Виды и формы домашних заданий: интеграция и творчество» |
1. Инпут «Типы и виды домашних заданий: особенности на разных ступенях»
2. Инпут «Домашние задания и УУД»
3. Файл «Возможные формы домашних заданий»
4. Пр. зад. «Содержание домашнего задания: традиционное продолжение учебника или разнообразие источников информации и социальный опыт ребенка»
5. Пр. зад. «Преемственность домашних заданий на разных ступенях образования»
6. Опрос «ГДЗ и домашнее задание: пути решения проблемы»
7. Пр. зад. «Выбираем формы Д.З. в итоговом проекте и планируем УУД, которые они помогут сформировать»
|
Модуль 10. «Рейтинговая система оценивания домашней работы» |
1. Инпут «Изменения в современной системе оценивания»
2. Инпут «Рейтинговая система оценивания»
3. Схема «Рекомендации учителю по оцениванию»
4. Пр. зад. «Какие формы оценки я использую в своей образовательной деятельности?»
5. Опрос «Пятибалльная система оценок и современные требования к оцениванию»
6. Пр. зад. «Разрабатываем рейтинговую систему оценок для системы Д.З. итогового проекта»
|
Модуль 11. «Разработка и оформление итогового проекта системы домашних заданий» |
1. Инпут «Разрабатываем и оформляем итоговый проект»
2. Пр. зад. «Разрабатываем и оформляем запланированные Д.З.»
3. Пр. зад. «Оформляем итоговый проект»
4. Опрос «Готов ли я к дальнейшему самостоятельному проектированию системы Д.З.?»
|
Модуль 12. «Подводим итоги и оцениваем итоговый проект» |
1. Инпут «Как оценить разработанный проект?»
2. Пр. зад. «Оценка итогового проекта»
3. Опрос «Подведем итоги»
4. Пр. зад. «Итоговая анкета»
5. Страница «Поздравление с успешным окончанием обучения»
6. Реклама ДК программы данного направления
7. Реклама консультационной площадки программы ДК данного направления.
|
Каким образом будет проходить обучение: дистанционный курс будет проходить в системе дистанционного обучения МУ-Moodle. Весь курс состоит из 6 модулей. Каждый модуль состоит из теоретической и практической частей, а также обсуждения на форуме.
В результате обучения на курсе обучающиеся приобретут:
• знания:
- по истории развития и формирования домашних заданий как структурном элементе образовательного процесса;
- о теоретических понятиях, связанных с домашней учебной работой;
- о современных требованиях к домашним заданиям в условиях внедрения и реализации ФГОС;
- о функциях, целях, содержании и формах домашней работы и домашних заданий.
• умения:
- определять объем и временные затраты домашних заданий;
- определять функции и цели домашней работы в соответствии с целями урока;
- определять ЗУН и УУД, которые будут формироваться с помощью домашних заданий;
- определять содержание домашней работы, ее вид и форму в соответствии со ступенью образования;
- определять критерии оценки домашних заданий.
• навыки:
- проектировать систему домашних заданий с учетом выбора учащихся на разных ступенях образования;
- определять взаимосвязь целей домашнего задания и целей урока;
- определять направления индивидуального развития учащихся при выполнении домашних заданий;
- определять роль домашних заданий на разных ступенях обучения;
- определять содержание домашней работы в соответствии с ее функциями, целями и ступенью образования;
- разрабатывать домашние задания различного вида и уровня;
- разрабатывать систему оценивания для домашних заданий по одной теме предмета;
- проводить самодиагностику разработанной системы домашних заданий и результатов обучения на ДК.
• компетентности:
- в отборе функций, целей и задач, содержания и видов ДЗ и домашней учебной работы в зависимости от ступени обучения;
- в проектировании системы ДЗ по предмету с учетом интеграции с другими предметами и дополнительным образованием;
- в проектировании рейтинговой системы оценивания;
- в проведении самодиагностики разработанного проекта и результатов обучения на ДК.
По окончании обучения Вы получите официальное подтверждение успешного завершения курса – удостоверение о повышении квалификации АНО ДПО "Инновационного образовательного центра повышения квалификации и переподготовки "Мой университет", образовательного портала "Мой университет" о прохождении дистанционного курса с указанием объема – 144 часа. |