Откуда родом кризис?

Как откуда – конечно из Америки! Самый частый ответ. На втором месте по популярности – во всем виновата банковская сфера - это они, банкиры, ничего не делали, чтобы эффективно использовать наши денежки, а нам теперь отдуваться. Наверное, доля истины в этих ответах есть, но совершенно точно, не вся истина, далеко не вся.
Недавно разговаривал с одним специалистом, работающим на крупном предприятии. Услышал еще один ответ, который, с моей точки зрения, намного точнее отражает природу кризиса, особенно для нашей действительности - «Странно не то, что кризис случился, странно, что так долго его не было!». 
- Почему ты так думаешь?
- Практически на всех постах предприятия некомпетентные люди, принцип назначения – знакомство, лояльность. И такая ситуация не только на нашем предприятии.
Некомпетентность – ключевое слово в определении природы кризиса. И здесь не столь важна сфера деятельности или позиция. Они оказывают влияние на скорость и выраженность развития кризиса, но принципиального значения не имеют.
В соответствии с законом развития систем, любая система, будь то система ЗУНКов (знаний, умений, навыков, качеств) руководителя или специалиста, или отдельная организация, или отрасль, или целая страна – все они в своем развитии проходят определенные фазы. Зарождение и становление системы, сменяется ростом, затем идет фаза стабильности, а затем либо стагнация и деградация, либо новый виток развития.
 

 
Финальный отрезок горизонтальной линии уже является кризисом, у него даже название есть – кризис стагнации. У некоторых руководителей это вызывает искреннее удивление, но, если в этот момент не начинать предпринимать серьезных мер по обновлению предприятия, переход в фазу деградации неизбежен. Многие убедились в этом на собственном опыте. И глобальный кризис лишь ускоряет данный процесс, создавая менее благоприятную внешнюю среду для предприятия, но не являясь его прямой причиной.
Наверное, в это не просто поверить, особенно после достаточно долгого периода стабильного развития. Но это так. Если бы причиной кризиса предприятия был именно глобальный кризис, то рушились и закрывались бы все предприятия. Такого нет. Наоборот, для некоторых предприятий именно кризис является точкой бурного роста. Объясняется такая ситуация, с одной стороны, тем, что вовремя предпринятые изменения позволили сделать предприятие более сильным и перейти на новый этап развития, а, с другой стороны, значительно снизилась конкуренция тех предприятий, которые оказались не готовыми к изменениям и вошли в фазу деградации.
Кстати, появилось второе ключевое слово – изменения. Изменения, как ключ к разгадке природы кризиса и его преодолению. Отсутствие изменений на этапе стабильности приводит к развитию кризиса. Компетентно разрабатываемые и компетентно внедряемые изменения не только предупреждают развитие кризиса, но и позволяют предприятию перейти на новый этап развития.
Теперь более понятным становится природа кризиса. «Все течет – все изменяется». Внешняя среда предприятия не остается неизменной – новые технологии, новые потребности, новые конкуренты. Если предприятие не изменяется в соответствии с изменениями внешней среды, возникает противоречие, конфликт, проявлением которого является кризис.
Представьте, что Вы капитан парусника и Вам надо попасть в Рио-де-Жанейро. Вас там ждет мечта всей Вашей жизни. Пока ветер и течения попутные, вы приближаетесь к своей цели. При условии, что команда на корабле опытная, боцман и штурман знают свое дело, да и Вы не первый раз в кругосветке. Но если ситуация во внешней среде изменилась, задули встречные ветры, течение свернуло налево, то цель может начать отдаляться. Парусов может уже не хватать, кораблю потребуются другие двигатели, следовательно, другие специалисты. Они на время выправят ситуацию, и Вы снова будете приближаться к заветной цели. Но, если Ваше судно начнет обрастать ракушками, его обшивку в теплых водах начнут дырявить морские черви, скорость опять замедлится и судно даже может пойти ко дну. А, представьте, что в Рио-де-Жанейро нужно не только Вам, но и еще многим другим капитанам. За той же самой мечтой. Но корабли у них из современных материалов, моторы помощнее и команда более подготовленная.  И, самое главное, они хотят первыми придти в Рио и все делают для этого.
Возникает противоречие между Вашим желанием получить желаемое и Вашими возможностями эту цель достичь. Что делать? Можно попробовать облегчить корабль, выкинув за борт часть такелажа, провизии и экипажа J. Кстати, общепринятая практика борьбы с кризисом для многих предприятий. Более выигрышная тактика - зайти в порт, почистить и обновить обшивку корабля, поставить новые двигатели, новое оборудование, подготовить новых специалистов, т.е., привести в соответствие корабль и экипаж внешней среде и продолжить путь.
Такая тактика позволит дойти до цели и, возможно, успеть притронуться к остаткам мечты. Если же кусочек мечты удовлетворить Вас не может, тогда иной должна быть стратегия движения Вашего корабля. Уже на этапе планирования всего путешествия необходимо продумать заходы в доки для совершенствования Вашего корабля и экипажа. Это дополнительные затраты, но они окупятся сторицей. Кстати, про затраты. Средства, потраченные на развитие (изменение) предприятия в период стабильности, значительно меньше, чем средства, которые приходится вкладывать в спасение предприятия, вошедшего в кризис неподготовленным. И не всегда этих средств оказывается достаточно, чтобы сохранить предприятие.
 
 
Каковы же выводы? Они просты – возникновение кризиса, в первую очередь, определяем мы сами. Как говорил профессор Преображенский – разруха в головах. Если руководитель компетентен, он озаботится тем, чтобы компетентными были все специалисты его предприятия. А компетентность предполагает доскональное знание дела, которым занимаешься, а также понимание необходимости постоянных изменений, их качественную разработку и внедрение. Ответы на вопросы «что менять», «как менять», «когда менять» – также должны быть компетентными. В основе компетентности лежат знания, умения, опыт руководителей и специалистов компании или любой другой системы. Эти знания, умения и опыт должны соответствовать требованиям внешней и внутренней среды предприятия. Поскольку изменения происходят постоянно, также постоянно необходимо обновлять знания и умения персонала компании.   
На тех предприятиях, которые уверенно чувствуют себя и во времена кризиса, это уже поняли и активно реализуют данный принцип на практике. В этих компаниях сегодня не увольняют сотрудников, скорее, наоборот, принимают новых. Потому что кризис для постоянно развивающихся предприятий – это ресурс, позволяющий еще больше усилиться и занять лидирующее положение на рынке.
Какую компанию Вы хотите иметь, в какой компании работать – выбирайте сами. Хотите ли Вы использовать кризис или позволяете кризису использовать Вас – это тоже Ваш выбор. Закон развития систем универсален и действует постоянно. Теперь Вы это знаете. Используйте Вашу компетентность.
 
 
Тимофей Лазарев,
директор по развитию МИР «ЭкоПро»
 
Наверх
Товар добавлен в корзину