В экономике, основанной на знаниях, ключевое значение имеют те специалисты, которые владеют конкретными методами и средствами самостоятельного поиска, обработки и воспроизводства необходимой информации, становясь, тем самым, стратегическим ресурсом развития стран в эпоху формирования "информационного общества". Именно поэтому, вложения средств в образование теперь рассматривается не как непроизводственные затраты, а как инвестиции в "человеческий капитал" (IIP — Investors in People) [Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. — СПб.: ИВЭСЭП, "Знание", 2000. — 168 с. ].
В экономике, основанной на плане, нужны винтики – родили, научили, обеспечили работой, проводили. Элемент самостоятельности в этой схеме неуклонно стремится к нулю. Соответственно и ответственность. А где нет самостоятельности, там нет и не может быть творчества, там не проявляется самоопределение и там больше всего избегают ответственности. Результат реализации этой схемы нам хорошо известен и называется жестким словом стагнация. По сути своей это кризис, т.е. состояние несостоятельности.
Сегодня в дверь каждого из нас стучится новое время, время постоянных и серьезных перемен. Старая схема не работает, поскольку два средних звена потерялись на данном витке истории. И обучение, и работу теперь определяем мы сами.
Где учится, чему учится, зачем учится??? Где работать, кем работать, как работать??? От ответов на эти вопросы во многом зависит наше положение сегодня и наши перспективы в ближайшем и отдаленном будущем. Чтобы успешно адаптироваться в сегодняшнем мире, надо точно знать, что мы хотим и можем, и что от нас требует или может потребовать окружение.
Есть ли у нас возможность самостоятельно ответить на эти вопросы? Конечно да.
Отвечаем ли мы на них? Редко кто. Не потому что не способны, а, в первую очередь, потому, что не задаем себе этих вопросов. Почему? Потому что привыкли жить по старой схеме. Даже когда уже поняли, что она не работает, продолжаем цепляться всеми силами.
Новое страшит своей неизвестностью, а инстинкт самосохранения для многих сильнее инстинкта познания. Это только в детстве мы бесстрашные исследователи, но с накоплением количества шишек, мы становимся осторожнее, если не сказать больше.
Это факт, и он характерен для большинства людей. Можно называть его тормозом развития, сдерживающим фактором эволюции, негативно относиться к нему и критиковать осторожных. Все это пустая затея. Эффект стремится к нулю.
Вместо этого - просто признать существование проблемы и разработать механизмы ее преодоления. Принцип достаточно понятный – надо помочь людям измениться.
С теми, кто осознал необходимость изменений – обсудить варианты, как это можно эффективно сделать, тем, кто еще не дошел до ясного и глубокого понимания – просто дать информацию о возможных направлениях развития ситуации и ожидаемых результатах. Как правило, визуализация разницы является хорошим катализатором созревания.
Когда человека с детства приучали к тому, что за него все продумано, когда всю юность его кормили сказками о комфортном будущем, когда в вузе он узнавал, что все проблемы уже решены, для него становилось полной неожиданностью реальная ситуация за стенами Альма матер - ситуация с высокой степенью неопределенности.
В реальности никто и ничего не решал за него, более того не обещал (если искренне) решить, и, что самое неожиданное, вокруг, как оказалось, серьезные проблемы, справляться с которыми человеку предстояло самому.
А этому его никто и никогда не учил.
Старые решения, которые мы знаем со школы, вуза не могут помочь нам адекватно отвечать на новые вопросы реальности.
Что делать в этой, характерной для многих наших сограждан ситуации? Можно пожалеть себя, можно поискать виноватых и даже найти и высказать им (мысленно) все что накипело. Но... ситуация от этого НЕ изменится.
Второй извечный вопрос – что делать?
Начать с признания самому себе, что за нашу жизнь никто, кроме нас самих не отвечает. Для многих россиян это самый важный шаг.
Второй, но не менее значимый шаг – это осознание своих способностей, знаний, умений, навыков и качеств как главного своего капитала! Это то, что у нас не отнять и то, что мы всегда сможем использовать для жизни и для развития!
Третье – важно понять, в чем несоответствие нашего основного капитала современным требованиям. Чего не хватает, чтобы не только уверенно чувствовать себя в реальной жизни, но и получать удовлетворение и удовольствие от полного соответствия своих возможностей и деятельности существующим требованиям внешней среды.
А, проведя самодиагностику, наметить пути приведения в соответствие своего основного капитала реальным потребностям современной жизни. Сегодняшним, а чтобы не тратить лишнего, и завтрашним.
Определив направления совершенствования своего капитала, необходимо сделать еще один психологически сложный для воспитанного в социализме человека шаг. Надо понять и спокойно принять тот факт, что, за наращивание собственного потенциала надо будет заплатить. Чем – каждый выбирает и определяет сам. Время, деньги, отдых, спокойствие, хобби, семья, друзья, диван, телевизор, чтиво или что-то еще.
Если мы осознали необходимость изменений своего потенциала, если действительно намерены приводить его в соответствие с нашими желаниями и потребностями окружения, ресурсы надо будет вложить.
Но, очень важно понимать, что это не будет потеря наших ресурсов, это будут наши инвестиции в самих себя! Это инвестиции в наращивание наших возможностей, в наши знания и умения, в то, что принадлежит только нам. И это того стоит!
Приведенный в нужную форму потенциал сторицей вернет вложенные инвестиции. И не только материально, но и более значимыми вещами – самоуважением, признанием и востребованностью со стороны окружения, уверенностью в завтрашнем дне, удовольствием от того, что и как мы делаем!
Мы привыкли инвестировать в своих детей, но нам кажется расточительным инвестировать в самих себя. Это психологическое заблуждение и чем быстрее мы от него избавимся, тем успешнее адаптируемся к требованиям современной жизни.
От этого выиграют все и мы в первую очередь.
Начинать надо с себя. Это наша жизнь, мы сами определяем (1), как будем жить и принимаем за это всю полноту ответственности (2).
Тимофей Лазарев,
Директор по развитию МИР "ЭкоПро"
____________________________________________
1 Самоопределение является слагаемым социальной компетентности.
2 Ответственность в настоящее время рассматривается как неотъемлемая часть человеческого достоинства.