Мотивация в дистанционном обучении

Статья опубликована в сборнике материалов

Всероссийской научно-практической конференции "Инновационные процессы в профессиональном

образовании в условиях реализации приоритетного национального проекта "Образование",

г.Кемерово, 2007.

 

Занимаясь на протяжении 6 лет дистанционным обучением в Международном Институте Развития "ЭкоПро", мы решили поделиться с Вами нашим опытом, а точнее нашим столкновением с реальностью, касающейся проблемы мотивации взрослых при дистанционном обучении.

При проведении курсов дистанционного обучения в высшем учебном заведении, в условиях "искусственной среды", когда посредством ДК студентам преподаются отдельные темы того или иного очного курса, серьезных проблем с мотивацией обучающихся не возникает (проверено академической практикой). В данной ситуации реализуется элементарная схема, а именно, преподаватель сказал: "Надо", студент должен выполнить, а иначе ему не видать зачета или экзамена. Но данная схема не работает, когда учебное заведение самостоятельно отправляет свое детище (дистанционный курс) в свободное плавание по океану образовательного рынка, да и вообще противоречит одному из основных принципов образования взрослых, когда используемые в образовании взрослых методы ставят в центр процесса обучения самого обучающегося, его пожелания, способности и потребности, что обеспечивает демократизацию обучения и значительное повышение его эффективности. Также плохо работают, а, точнее сказать, являются недостаточными такие важные мотивационные факторы как:

  • престиж и опыт учебного заведения/организации, осуществляющих дистанционное обучение;

  • признание и высокая квалификация модераторов дистанционного курса;

  • оплата за обучение ("жаль терять деньги, буду учиться…");

  • или бесплатное обучение ("Здорово! Есть возможность получить необходимые знания бесплатно!");

  • актуальность дистанционного курса.

Казалось бы, представленные факторы наоборот должны мотивировать зачисленных на курс обучающихся, но, как показывает практика, их далеко не достаточно, не говоря о том, какие проблемы могут возникнуть и чаще всего возникают у начинающих свою деятельность в области дистанционного обучения организаций и специалистов.

Мы задумывались над этим вопросом и раньше, но не представляли всех его нюансов и сложностей пока напрямую не столкнулись с существующим положением.

В 2004 году нами был создан дистанционный курс "Эффективные технологии обучения взрослых" (ДК ЭТО взрослых). В актуальности и востребованности данного курса сомневаться не приходилось. Дистанционный курс был представлен в специальной системе, находящейся в Интернете и поддерживающей курсы дистанционного обучения и соответствовал всем требованиям по созданию ДК. Продолжительность курса – 12 недель.

На первую пилотную учебную сессию курса было зачислено 25 человек из 17 городов России. Следует отметить, что обучение на курсе для участников было добровольным (зачисление проводилось на основании подданной желающими заявки на обучение) и бесплатным.

Проблема мотивации обучающихся стала актуальной буквально с первых дней начала курса и проявилась в невысокой активности обучающихся. Личные странички с информацией о себе и фотографией оформили лишь 15 человек из 25 зачисленных на курс. Из них лишь 5 человек начали активно обучаться, а остальные или вообще перестали заходить на курс или заходили на него периодически, знакомились с учебными материалами, но не выполняли практические задания[1].

Видя критичность ситуации и большое желание не допустить провала в обучении, мы приступили к разработке системы мотивации обучающихся дистанционного курса. Поэтапно нами были предприняты следующие шаги:

  • размещение на доске объявлений системы, поддерживающей ДК, сообщения, посвященного эффективной мотивации обучающихся и их личной ответственности за результаты индивидуальной и командной работы;

  • представление графика обучения с целью ориентирования обучающихся в сроках, процессе и результатах обучения;

  • адресная рассылка писем "неактивным" участникам с благодарностью за проявленный интерес к курсу, надеждой на их активное включение в учебный процесс и пожеланиями эффективного и результативного обучения;

  • совместное формулирование правил обучения на ДК с целью учета пожеланий и предложений обучающихся по организации процесса обучения, а также формирования у них чувства ответственности за свою работу на ДК;

  • подключение удобных каналов коммуникаций: форумов, внутренней электронной почты системы, поддерживающей ДК, виртуальных классов для он-лайн общения, с целью создания беспрепятственного и удобного общения обучающихся друг с другом, а также с модераторами;

  • опрос участников дистанционного курса, направленный на выяснение их мнения касательно формы и организации процесса обучения на курсе;

  • внедрение игровых механизмов, направленных на дополнительное формирование у участников ответственности друг перед другом и стимулирующих их на активное обучение. Например, введение в курс игры "Поиск ключа к модулю". Смысл игры состоит в том, что материалы следующего модуля появляются в системе, поддерживающей ДК, только после того, как обучающиеся совместно найдут "ключ" к модулю. Ключами могут быть: составление фразы известного человека из слов, комментарии к фотографиям, посвященным образованию взрослых, разгадка ребусов и т.д. Кстати, с самого начала обучения нами было принято решение, открывать доступ к учебным модулям постепенно, т.е. по мере продвижения обучающихся вперед в процессе обучения. Это обусловлено важностью групповой работы в процессе обучения взрослых, кроме того, поступенность в обучении – один из очень значимых факторов;

  • введение в курс неформальных элементов: притч, сказок, интересного дополнительного материала, картинок, фотографий с целью создания комфортного, неформального и интересного виртуального образовательного пространства, как важной составляющей эффективного образования взрослых;

  • организация работы в парах с целью стимулирования активными участниками неактивных на совместную работу и обучение;

  • неформальное обсуждение на форуме актуальных тем по образованию взрослых, а также свободных тем;

  • предварительное неформальное обсуждение темы каждого следующего модуля с целью активизации у обучающихся имеющихся знаний и умений по теме, ведущей к формированию у участников уверенности в себе, а также чувства уважения к мнению каждого;

  • регулярная обратная связь с обучающимися по всем вопросам, включая подробные комментарии к результатам практических заданий;

  • регулярное подведение итогов индивидуальной и командной работы обучающихся после каждого модуля курса;

  • оформление таблицы успеваемости, которую мы назвали "Наши достижения!", с целью визуализации результатов продвижения участников в обучении, а также формирования у них положительных эмоций;

  • организация конкурса команд, основанного на самооценке участниками качества индивидуальной и командной работы над модулями курса;

  • использование методов формирования у обучающихся экспертного мышления, с целью формирования у обучающихся чувства ответственности за результаты обучения, а также осознания себя в роли субъекта обучения;

  • обсуждение планов возможного сотрудничества по окончанию обучения.

В результате внедрения выше перечисленных механизмов мотивации обучающихся, удалось успешно завершить обучение пилотной группы. Анализируя полученные результаты обучения не сложно было сделать вывод о том, что несмотря на выявление проблемы мотивации обучающихся на дистанционном курсе и находки, сделанные в направлении ее преодоления, принесшие с собой позитивный результат, данная проблема остается серьезной и до конца нерешенной. С нашей точки зрения, среди возможных демотивирующих факторов, свойственных дистанционному обучению, можно назвать следующие:

  • изначальная невысокая внутренняя мотивация участников обучения,

  • специфика внедрения механизмов мотивации обучающихся посредством Интернет технологий,

  • непривычность для обучающихся самой формы дистанционного обучения,

  • наличие у обучающихся изначально формального подхода к процессу обучению,

  • отсутствие психологического контакта участников с коллегами по обучению,

  • невысокая ответственность обучающихся друг перед другом, отсутствие чувства команды,

  • привычка обучающихся к жесткому контролю со стороны преподавателя,

  • ограниченность эмоциональной стимуляции обучающихся со стороны модератора и других участников,

  • наличие других профессиональных или бытовых приоритетов у участников,

  • наличие проблемы преодоления "синдрома отстающего" - сложность участникам начать обучение в ситуации, когда они по каким-то причинам не смогли это сделать в срок и отстали от графика обучения,

  • слабое владение компьютером и основными компьютерными программами обучающимися,

  • недоступность компьютера или сети Интернет в связи с командировками или высокой занятостью обучающихся,

  • отсутствие оплаты за обучение,

  • негосударственный характер документа, выдаваемого по окончанию обучения.

Но не все так плохо J. Ведь мы решили выявить проблему мотивации дистанционного обучения взрослых именно для того, чтобы постараться найти механизмы ее решения. Из полученного опыта можно и нужно (!) извлечь следующие важные моменты:

  • существуют принципиальные отличия при организации очного и дистанционного обучения, основанные, в первую очередь, на отсутствии непосредственного контакта участников процесса обучения, которые необходимо учитывать уже на этапе планирования образовательного курса;

  • используя в качестве формы обучения на дистанционном курсе интерактивный семинар, в ходе процесса обучения возможно создать единое, психологически и организационно, комфортное для всех участников процесса образовательное пространство, что является одним из факторов сохранения мотивации при обучении;

  • форма представления учебной информации не традиционным способом (лекциями и тестами), а в качестве небольших инпутов по теме и практических самостоятельных и групповых заданий, позволяющих участникам проявить имеющиеся у них знания, умения и навыки по теме, а также сформировать новые ЗУНКи, является для участников (как, по мнению самих участников, так и по мнению модераторов) более привлекательной, интересной и результативной, что также влияет на уровень их мотивации при обучении;

  • преподаватели (тренеры, модераторы, тьюторы и др.), занимающиеся дистанционным обучением должны иметь четкое представление о принципиальных отличиях ДО от других форм обучения и владеть механизмами эффективной мотивации обучающихся;

  • желательно перед началом обучения преподавателям курса иметь достаточно полную информацию об участниках обучения, в том числе с указанием целей их поступления на курс (обучения), для предварительной коррекции процесса обучения, в т.ч. запланированных методов мотивации обучающихся;

  • выведенный в результате многочисленных исследований организацией ЮНЕСКО, давно и серьезно занимающейся особенностями обучения взрослого человека, один из главных принципов образования взрослых,– "Для взрослого учение должно быть организовано весело!" (Adult learning must be fun!) является очень важным и действенным. Следование ему ведет за собой повышение и поддержание мотивации обучающихся;

  • при планировании и организации работы на курсе дистанционного обучения для повышения эффективности обучения необходимо предусматривать (разрабатывать) и активно использовать различные механизмы мотивации обучающихся, направленные на нивелирование демотивирующих факторов.

Со времени проведения обучения пилотной группы на ДК "Эффективные технологии обучения" прошло уже 4 года. Выпускниками этого, а также других дистанционный курсов, проводимых в МИР "ЭкоПро" являются специалисты уже более чем из 50 городов России. За это время мы пришли к четкому пониманию,  что наряду с внедрением инновационных технологий и форм организации обучения, разработкой новых методов и методик подготовки специалистов, серьезное внимание необходимо уделять изучению мотивации обучающихся и внедрению эффективных методов ее развития во все образовательные системы. Именно эти соображения, а также наш собственный двадцатилетний опыт обучения подвиг нас серьезно заняться исследованием темы "мотивация в обучении" с тем, чтобы найти практическое применение научных данных и использовать их, во-первых, в своей профессиональной деятельности, а, во-вторых, обучать этому других специалистов, для которых словосочетание "мотивация обучающихся" имеет значимый профессиональный интерес. С целью реализации второго направления мы разработали и проводим дистанционный курс "Эффективная мотивация обучающихся". Но это уже другая история… J.

 

Ирина Арефьева и Тимофей Лазарев,

МИР "ЭкоПро"

 

Вернуться в каталог статей

 

 

Наверх
Товар добавлен в корзину