Итак, продолжение... Впрочем, перед тем как мы перейдем непосредственно к обсуждению будущего фандрайзинга, я хочу рассказать вам о Фонде Фандрайзеров (Fundraisers Fund) http://fundraisersfund.org
Это онлайн-сообщество Фандрайзеров! Нас с Вами!
Фонд был запущен как раз на 28 Конгрессе в этом году, чтобы объединить самых вдохновленных и отважных людей со всего мира (то есть именно нас с вами ;) для совместной генерации идей и обмена опытом по тому, как «сделать наш мир лучше» (узнаете, чья цитата? ;)
Кроме того, Фонд создан для поддержки фандрайзеров из развивающихся стран и стран переходной экономики (не опять ли это про нас? ;) с тем, чтобы одни фандрайзеры могли помогать таким же фандрайзерам из других уголков мира или с соседней улицы – не важно. Важно, что этот максимально персонифицированный ресурс позволяет этим людям встречаться: фандрайзерам–донорам (!) знать в лицо и видеть профессиональные достижения тех, кому они помогли, фандрайзерам–получателям иметь возможность выразить персональную благодарность и получить уникальную возможность общения с корифеями в своей области!
Знаете, я была очень благодарна и растрогана, когда лично познакомилась с людьми, которые вложили свои личные средства в Стипендиальный фонд и спонсировали приезд на этот Конгресс меня и остальных стипендиатов. Эти 8 человек, которые, возможно, отказали себе в чем-то или отложили на будущее какую-то заветную мечту, только для того чтобы я и еще 5 абсолютно незнакомых им людей смогли подняться на еще одну (но очень значительную) ступень в своей фандрайзинговой жизни и получить заряд энергии и воодушевления для многих и многих профессиональных свершений.
Их поступок заставил меня еще раз убедиться в том, что по-настоящему ты становишься фандрайзером, когда становишься донором, и не важно, делаешь ли ты пожертвование на спасение серых китов или покупку аппарата искусственного дыхания для детской больницы. Важно, что ты становишься дарителем и ты понимаешь, какое это благо дарить. И тебе становиться не стыдно просить, потому что ты даешь возможность другому человеку, организации, сообществу тоже стать дарителем блага!
И все-таки, О будущем фандрайзинга.
Будущее у фандрайзинга (а, соответственно, и у нас с вами) ЕСТЬ и еще КАКОЕ! ;) Сфера благотворительности развивается в самых различных направлениях и становится все более профессиональной. А это значит, что мы с вами выбрали профессию с большим будущим!
Попробую обобщить мнения конгрессменов о том, что же грядущее нам готовит:
1. Рост числа доноров среди частных лиц (особую активность проявит средний класс).
Будьте готовы предложить им ваши проекты и заранее проработайте способы эффективного прямого фандрайзинга. Ибо ваши местные сообщества совсем скоро (или даже уже) проявят непосредственный интерес и потребность (!) в акте безвозмездного дарения социальных благ. В такой ситуации становится особенно важным не затоптать и не пройти мимо этих первых ростков благотворительности, а рассмотреть и помочь созреть! И, желательно, на вашей грядке ;)
2. В условиях прогнозируемого значительного увеличения состояний частных лиц в таких странах как США, Индия, Россия (!) и Великобритания нам предстоит рост частных фондов и программ.
Опять же, будьте готовы! Потому как фандрайзинг у государственных фондов – это совсем не одно и то же, что у частных. Последние создаются ЛЮДЬМИ для реализации их ЛИЧНЫХ МЕЧТ! И вот это надо помнить всегда и особенно при разработке стратегии по привлечению средств, ибо и написание заявки, и проведение переговоров имеют свои исключительно отличительные черты. Поэтому, если не хотим тратить время и усилия зря, не стоит разговаривать с частными фондами на формализованном языке, который мы используем в общении с институциональными фондами. С ними все по-другому ;)
3. Новые способы фандрайзинга, как следствие постоянного развития новых технологий, вполне ожидаемы.
Появление почти каждого нового электронного устройства персональной коммуникации будет непременно сопровождаться развитием удобных и легких методов донорства. И раз уж мы с вами ожидаем увеличение потребности “отдавать” среди самых обычных граждан, то давайте будем внимательно следить за появлением новинок и внимательно оценивать их новые возможности для фандрайзинга.
4. Интерес доноров сместится с ПРОБЛЕМЫ на РЕШЕНИЕ.
Им больше не нужно рассказывать, что проблемы есть, они это и так знают. СМИ постоянно обрушают на нашу голову тонны информации о проблемах «на твоей улице», «в твоем городе», «в нашем мире» и чаще всего сгущают краски об их непреодолимости и нашей беспомощности. А мы можем дать им (донорам) эффективное и выполнимое решение, в реализации которого они смогут принять непосредственное участие и получить удовлетворение и чувство сопричастности в виде вознаграждения. Воодушевите их этим, нарисуйте им картинку будущего и скажите: “Эта реальность не настанет, если вы не станете нашим партнером!” Поверьте, они станут! ;)
5. Доноры будут в большей степени привержены не организациям (конкретным грантополучателям), а ТЕМАМ.
Важность построения и постоянной эффективной поддержки доверительных отношений между донорами и грантополучателями никто не отрицает. О чем здесь говорится, это о том, что будут желать большей свободы действий. Свободы менять способы решения проблемы, которую они считаю наиболее приоритетной для себя. Свободы менять свои подходы и благотворительные схемы. Свободы быть понятыми их постоянными партнерами-грантополучателями, когда они решат, что партнерство уже не представляется им таким эффективным, даже если эта оценка не объективна.
6. Увеличение роли местного сообщества и смещение вектора благотворительности воВНУТРЬ общества.
Несмотря на глобализацию (или как раз, благодаря ей?) люди будут больше объединяться по общим интересам на одной территории. Будет создаваться все больше и больше фондов местных сообществ (в России они уже существуют). Соответственно, фандрайзинг будет смещаться от глобального и безадресного к локальному и персонифицированному.
7. В корпоративном фандрайзинге прогнозируют следующие тренды (и это подтверждалось не только фандрайзерами, но и представителями самих корпораций):
Увеличение интереса корпораций в межсекторальных партнерствах с участием как минимум трех сторон: бизнес-государство-общество.
Развитие нефинансовых форм участия корпораций в благотворительности (предоставление волонтеров-сотрудников, бесплатных услуг и т.п.)
8. И еще помните про периодическую смену поколений доноров.
У каждого поколения доноров свои характерные интересы и приоритеты, и с учетом этого к каждому мы должны использовать наиболее оптимальные методы фандрайзинга. Когда разрабатываете свой фандрайзинговый план, не забывайте себя спрашивать: А КТО будет мой донор через год, два, двадцать лет? будет ли он представителем поколения Х? или это будет подросшее дитя общества потребления? Какие ценности разделяет это поколение людей? Какие способы привлечения средств наиболее эффективно сработают именно с этим поколением?
И напоследок, хочу процитировать замечательного фандрайзера Алана Клэйтона: “Не делайте это ДЕШЕВО – делайте это ВЕЛИКОЛЕПНО!”
В наших заявках и просьбах мы (особенно в России, как мне кажется) привыкли ориентироваться на минимальные затраты и максимальную экономию ресурсов. Нас же призывают развернуться, расправить крылья и посягать на дорогие (но «инвестиционно» выгодные) проекты! Фокусируйте внимание доноров на том, сколько вы СДЕЛАЛИ, а не сколько вы СЭКОНОМИЛИ. Оказывается, это их приятно удивляет ;)
Эти тенденции и прогнозы, конечно, не претендуют на абсолютную истину и равную применимость ко всем и каждому. Они лишь обозначают некоторое направление, а путь выбираем мы сами. Поэтому не забывайте, что мы вместе и каждый из нас можем внести (и каждый день вносим;) вклад в то, каким будет фандрайзинг завтра!
Удачи нам и благополучного будущего!
p.s.: Я помню, что в прошлый раз обещала обсудить фандрайзинг в настоящей ситуации финансового кризиса, но сегодня я решила этого не делать. Слишком многое уже сказано, и написано, и пишется постоянно. (Например, очень советую блог Шина Тринера из «Паретто Фандрайзинг») Если же обобщить, то я бы выделила только 2 совета:
1. Не снижать темп и объемы фандрайзинга, а использовать кризис в своих интересах, ибо кризис – замечательное время для апробации инновационных подходов и воплощения новых идей!
2. Доноры не перестанут давать! Потому что люди не меняются. В нас всех заложена генетическая потребность совершать акт дарения. «Так делали наши деды и отцы во все времена, и мы будем…» Донорство – это отношения. Это отношения «своих людей», а своих не бросают.
Анна Каньшиева