Андрагогика (от греч. andros- взрослый человек и agōg – руководство, воспитание) – одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. Термин впервые применен К.Каппом, немецким историком просвещения (1833).
(Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М. Бим-Бад.-М.:БРЭ,2002.-С.17. )
Образование взрослых в настоящий момент выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. От ее решения во многом зависит уровень экономического и социального развития государства. Происходит это потому, что, как отмечается в статье М. Махлина [31], школа (общеобразовательная, специальная, высшая) работает на перспективу, результаты ее работы сказываются не сразу, а образование взрослых дает эффект почти адекватно времени обучения.
В 60-70-е годы нашего века известный французский деятель в области непрерывного образования П. Лангран высказал мысль, что "будущее образования, если рассматривать его в целом, и его способность к обновлению зависят от развития образования взрослых" [53].
Начало формирования теоретических аспектов андрагогики как самостоятельной науки было положено в 70-х годах в работах американских ученых М. Ноулза [52], П. Смита [54], английского П. Джарвиса, отечественного С.И. Змеева и др. С обзором основных постулатов их трудов можно познакомиться на сайте < oim.ru > [3].
Сегодня в научном мире используются четыре фундаментальных издания, посвященных андрагогическим проблемам в образовании. Американский ученый М.Ш. Ноулз подготовил основополагающий труд по андрагогике "Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики" (1970 г.), а три учебных пособия написаны российскими учеными:
1. Рабочая книга андрагога / Под редакцией С.Г.Вершловского (1998 г.)[42],
2. Змеёв С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов (1999 г.)[20],
3. Калиновский Ю.И. Введение в андрагогику. Мобильность педагога в образовании взрослых: Монография (2000 г.)[23].
Все авторы считают, что андрагогика - это наука, предназначенная для образования взрослых. С.И.Змеёв считает объектом андрагогики процесс обучения взрослых. Ю.И.Калиновский показывает, что это дисциплина, которая позволяет взрослым, готовящимся к социальному профессиональному творчеству, воспитывать способность к самостоятельному и ответственному мышлению, а другой части социума - осознавать и реализовывать свои права и исполнять свои обязанности с полным пониманием задач, стоящих перед страной на современном этапе.
Наиболее широко и в то же время точно рассматривает андрагогику авторский коллектив учебного пособия под редакцией С.Г. Вершловского - это наука, познающая и обобщающая практику образования взрослых. Авторы считают, что андрагогика создает теоретические и методические основы деятельности, помогающей взрослым приобрести общие и профессиональные знания, освоить достижения культуры и сформировать (или пересмотреть) жизненные принципы. Подробнее об андрагогической компетентности преподавателя можно узнать, прочитав материал Нефедовой В.И. на сайте <manager.fio.ru.> [33].
Предлагаемый библиографический материал может быть полезен педагогам дополнительного образования взрослых, непрерывного профессионального образования, социальным педагогам, преподавателям институтов повышения квалификации специалистов различного профиля.
1. Алексеев С.В. Модернизация учебной деятельности в учреждении постдипломного педагогического образования//Методист.-2002.-№3.-С.2-4.
2. Андреев А.А. Педагогика высшей школы: Новый курс.- М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002.- 264с.
3. Барыбин А.В. Педагогические условия изучения иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования взрослых // Междунар. научн. пед. Интернет-журнал «Образование: исследовано в мире"<oim.ru>/-2000.
4. Браже Т.Г. Школьный библиотекарь как андрагог//Школьная библиотека.-2003.-№2.-С.17-19.
5. Бутковский В. Эффективность СМИ в системе образования взрослых//Школа.-2004.-№1.-С.2-5.
6. Вербицкая Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (витагенного) опыта//Педагогика.-2002.-№6.-С.14-19.
7. Вербицкий А. Психолого-педагогическое образование взрослых :Формы лекций в системе контекстного обучения. Ст.5//Новые знания.-2002.-№4.-С.7-11.
8. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: современные модели обучения: Ст.3//Новые знания 2002.-№1.-С.13-17.
9. Вербицкий В.В. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход: Ст.2//Новые знания.-2001.-№4.-С.15-19.
10. Вершинин В.Н. Чтобы не оказаться в образовательном захолустье//Открытая школа.-2001.-№1.-С.2-7.
11. Вершинина В.В. Андрагогические аспекты деятельности специалистов детского приюта //Социальный работник как андрагог.- СПб.; Иркутск, 2001.-С.213-217.
12. Вершловский А.В. Становление андрагогики как науки и как учебного предмета//Методист.-2002.-№2.-С.17-19.
13. Вершловский С.Г. От педагогики к андрагогике//Университетский вестник.- СПб.,2002.-Вып.1.-С.33-36.
14. Габдуллина Н.Н.Центр образования молодежи - новый вид образовательного учреждения//Школа.-2000.-№1.-С.22-23.
15. Голуб Л.В. Формирование региональной системы непрерывного профессионального образования //Педагогика.-2001.-№3.-С.48-52.
16. Добринская Е. Образование взрослых: преемственность и развитие:Краткий обзор материалов научн. конф. “Образование взрослых в современной России: приоритеты и ценности, провед. в Институте образования взрослых РАО, Москва, декабрь 2000 г. //Педагогика.-2001.-№7.-С.107-110.
17. Добринская Е. Образование взрослых: преемственность и развитие//Педагогика.-2001.-№7.-С.107-110.
18. Елизарова Е.Н. Концептуальные основы формирования законодательства в сфере образования взрослых в странах СНГ//Законодательство в сфере образования взрослых: проблемы и перспективы развития.- СПб.,2002.-С.30-34.
19. Законодательство в сфере образования взрослых: проблемы и перспективы развития: Материалы научно-практического семинара ,14 дек. 2001 г.- СПб.: ИОВ РАО, 2002.-52с.
20. Змеев С.И.Основы андрагогики: Учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей.- М.: Флинта; Наука,1999.-152с.
21. Змеев С.И. Наука ХХI века: Андрагогика//Высшее образование в России.-1998.-№2.-С.76-79.
22. Змеев С.И. Образование взрослых в России и в мире//Педагогика.-1999.-№6.-С.106-108.
23. Калиновский Ю.И. Введение в андрагогику. Мобильность педагогика в образовании взрослых: Монография.- М.,2000.
24. Колесникова И.А. Основы андрагогики.-М.: Академия,2003.-240с.
25. Кононыгина Т. Организационно-методические аспекты образования для третьего возраста//Новые знания.-1999.-№3.-С.39-41.
26. Кочемасова Н.А. Философские и педагогические аспекты андрагогики//Научные труды молодых ученых ОГПУ,1998.-Оренбург,1998.-С.74-82.
27. Крупицкий В.М. Стажировка и профессиональная переподготовка в системе пожизненного образования//Мир образования - образование в мире.-2003.-№3.-С.164-177.
28. Кулюткин Ю. Диалог в образовании взрослых// Новые знания.-1999.-№4.-С.28-30.
29. Мартиросьян Ю.В. Образование взрослых как актуальная педагогическая проблема //Наука и образование.-2002.-№4.-С.94-99.
30. Материалы V Гамбургской конференции по образованию взрослых.- Н. Новгород: Нижегородский гос. архитектур.-строит. ун-т и др.,1999.-75с.
31. Махлин М.Д. Образование взрослых как предмет исследования //Magister.-2000.-№4.-С.46-52.
32. Модельный закон “Об образовании взрослых”/Разраб. Ин-том образования взрослых РАО.-СПб.: ИОВ РАО,2001.-47с.
33. Нефедова В.И. Андрагогическая составляющая постдипломного образования руководящих кадров/Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования. Центр диагностических и информационных технологий// <manager.fio.ru >.- 2003.
34. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики/ Под ред. В.И. Подобед.- СПб.: ИЛВ РАО,2000.
35. Образование взрослых: опыт и проблемы/Под ред. С.Г.Вершловского.-СПб.,2002.-165с.
36. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых//Энциклопедия профессионального образования: В.3 т./Под ред. С.Я. Батышева.-М.:АПО,1999.-Т.2.-С.148-149.
37. Основы андрагогики :Учебное пособие для студентов вузов/Под ред. И.А.Колесниковой.-М.:Академия,2003.
38. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад.-М.:БРЭ,2002.-С.17.
39. Подобед В.И. Системное управление образованием взрослых.- СПб.: ИОВ РАО,2000.-231с.
40. Подобед В.И. Системные проблемы формирования образования взрослых: образовательные услуги, функции, технологии обучения.-СПб.: ИОВ РАО,2000.-119с.
41. Подобед В.И., Горшкова В.В. Образование взрослых: методологический аспект//Педагогика.-2003.-№7.-С.30-37.
42. Рабочая книга андрагога /Под ред. С.Г. Вершловского. - СПб.: Знание, 1998.-197с.
43. Розин В. Основные требования к концепции образования взрослых//Новые знания.-2000.-№3.-С.1-3.
44. Рыкова Е.А. Профессиональное обучение и профориентация незанятого населения: Учебное пособие для инженерно-педагогических работников учреждений нач. проф. образования. - М.: Ин-т развития проф. образования,2000.-137с.
45. Соколовская Е.А. Образование взрослых и социальная работа: социально-андрагогическое взаимодействие//Социальный работник как андрагог.- СПб.,2001.-С.7-20.
46. Социализация взрослых: Учебн. пособие / Л.А. Башарина, Л.В. Бродянская, С.Г. Вершловский и др.- СПб.: СпецЛит,2002.-269с.
47. Социальный работник как андрагог: Сб.ст./ РАО, Инст-т образования взрослых/Под ред. Г.С. Сухобской.- СПб.: ИОВ РАО,2001.-254с.
48. Сухобская Г.С. Условия включения пожилых людей как активных субъектов в жизнь современного социума//Социальный работник как андрагог.- СПб.; Иркутск,2001.-С.95-106.
49. Технологические и управленческие аспекты образования взрослых в России/Под ред. А.Е. Марона.- СПб.: ИОВ РАО,2000.-111с.
50. Тоскина Н.А. Особенности деятельности преподавателей и специалистов службы занятости как андрагогов//Социальный работник как андрагог.- СПб.; Иркутск,2001.-С.106-113.
51. Шмелькова Л.В. Повышение квалификации учителей сельских школ в форме андрагогических мастерских по проблеме ”Педагогическая компетентность и мобильность”//Школа.-2000.-№2.-С.9-13.
52. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andragogy.- Chicago,1980.
53. Lengrand P. Introduction à l’éducation permanente.- Paris,1970.
54. Smith R.M. Learning How to Learn. Applied Theory for Adult.- Milton Kynes,83.
По материалам Интернет