"Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее".
Анри Барбюс
Мне всегда хотелось поучиться у творческих педагогов. У тех, которые неравнодушны к процессу обучения и воспитания детей. У тех, которые открывают тайные струны каждого отдельного ученика и ведут его по дороге знаний, увлекая и ободряя, помогают открывать эти самые знания самостоятельно, учат радоваться малейшему успеху.
Мне повезло. У меня были мудрые наставники, со мной рядом неравнодушные коллеги, отзывчивые ученики. Я просто не имею права останавливаться, нужно идти только вперед, искать новые подходы в обучении своих воспитанников. Дети ждут от меня чуда, и я должна оправдать их надежды.
Себе, предмету, который веду, событию, дню, минуте стараюсь придать привкус чего-то необычного, поражающего воображение. И я искренне радуюсь, когда мое ощущение мира передается детям. А чтобы оставаться интересной для своих учеников, необходимо совершенствоваться самой. А где почерпнуть тот самый опыт? Оказывается, он рядом, бери, черпай его.
Мне представилась такая возможность. Со 2 по 8 февраля 2014 года я приняла участие во II Международной педагогической мастерской в Европе! Удивительные встречи, невероятные открытия, новизна идей, достопримечательности Вены, Праги, Берлина – все это ожидало нас, 30 педагогов из разных уголков России. В связи с принятием нового Федерального закона об образовании актуальной стала тема мастерской «Проектирование образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории в условиях реализации ФГОС».
«Мы рады приветствовать Вас. Надеемся, что обмен научной информацией, идеи, предложения и рекомендации всех участников мастерской будут способствовать распространению передового педагогического опыта, внедрению в учебный процесс эффективных образовательных технологий, новых методов и идей. Желаю участникам плодотворной работы на пути к познанию и открытиям», - такими словами в Праге в конференц-зале гостиницы «Олимпик» встретила нас руководитель программы Татьяна Анатольевна Горожанцева.
Открытие мастерской состоялось, волнение ушло, приступили к работе. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…», - так назвала тему первого тренинга психологический консультант Ирина Анатольевна Рябова. «Здорово. Инициация. Активный метод. Как это понятно и доступно», - подумала я. А далее все интереснее и интереснее: приоритеты и ценности («Мы такие разные»), профессиональные риски и пути их преодоления («Сохрани себя для себя»), мотивы и потребности («Творческий учитель – это…»), направленность личности («Позитивная педагогика»), профессионально важные качества учителя («От здорового, творческого учителя – к здоровому, творческому ученику»). Своими тренингами Ирина Анатольевна напомнила нам, что очень важно, чтобы мы, педагоги, не забывали о себе, о своем здоровье.
Неизгладимое впечатление на всех произвела Нина Анатольевна Криволапова, преподаватель мастерской, доктор педагогических наук, профессор, Отличник просвещения РФ, Заслуженный учитель РФ, которая сумела превратить лекции в удивительно плодотворный практико-ориентированный процесс. Мы с легкостью учились определять сущность метапредметного подхода, составлять технологические карты индивидуальных образовательных программ и маршрутов, оформлять компетентностно-ориентированные задания (КОЗы), проектировать деятельность тьютора по педагогическому сопровождению обучающихся, а потом кропотливо готовили свои выступления для защиты.
Все занятия мастерской проходили на одном дыхании. Это был диалог единомышленников, который способствовал получению новой информации, взаимному обогащению опытом, профессиональному развитию и творчеству. Каждый из нас увез целую копилку педагогических идей.
Увлекательным оказалось посещение чешской школы. Добрый прием, посещение уроков, знакомство с коллегами оставили приятные впечатления. С чешской стороны нас постоянно сопровождала пани Яна Зыкова – наш коллега, эрудированный человек, выпускница Карлова Университета. Это она устраивала встречи, за что мы ей были очень благодарны. В школах Чехии используется оценка знаний, отличающаяся от российской системы оценки знаний: 1 – «отлично», а 5 – «неудовлетворительно». Все ученики имеют чипы, которые помогают родителям контролировать нахождение ребенка в образовательном учреждении, а каждый учитель имеет ассистента, который ему помогает. 9-летнее базовое образование является в Чехии обязательным. Большинство выпускников базовых школ поступают в учебные заведения полного среднего образования и лишь немногие приступают к трудовой деятельности. Полное среднее образование занимает, как правило, 4 года после окончания 9-летней базовой программы и предоставляет студентам знания, навыки и умения, необходимые для трудовой деятельности или для продолжения обучения в вузах. Успешное завершение 13-летнего курса полного среднего образования необходимо для поступления в высшее учебное заведение Чехии. Приятно было узнать, что многие чешские школьники выбирают русский язык для изучения как второй иностранный язык.
Посещение Каролинума – здания ректората Карлова Университета – произвело на меня не менее приятное впечатление, удалось почувствовать себя студентом в аудитории. На следующий день мы были в основном корпусе университета. Карлов Университет – самое престижное высшее учебное заведение в Чехии, старейший университет Центральной Европы, основан в 1348 году чешским королем и римским императором Карлом IV.
На его факультетах читают лекции на чешском и английском языках преподаватели из ведущих вузов мира. Нас провели в святая святых – место, где студенты получают дипломы. Мы увидели мантии, которые одевают деканы факультетов, ректор во время церемонии вручения дипломов. В университетах Чехии обучаются многие студенты из России. Одним из них является мой племянник, и я рада была встрече с ним. Он признался честно, что учиться сложно, но интересно. Знание чешского языка необходимо, поэтому пришлось учить язык.
Естественно, у нас было немного времени, чтобы отдохнуть, полюбоваться достопримечательностями Вены, Праги, Берлина, посетить музеи, театры, кафе, магазины. Незабываемой была прогулка на корабле по вечерней Влтаве. На борту в торжественной обстановке нам вручили удостоверения о повышении квалификации и дипломы, подтверждающие выступления. Здорово! Завидую тем, кто станет участником III Международной педагогической мастерской. Достопримечательности европейских городов, новые друзья, встреча с коллегами – учителями пражских школ, обмен опытом, знакомство с системой образования Чехии, удивительная атмосфера взаимопонимания, гордость за выбранную профессию, уверенность в том, что ты причастен к передовому педагогическому опыту, – все это ожидает будущих участников мастерской.
Остается только добавить, что учредителями мастерской являются Отдел образования Администрации Прага 4 (Чехия), Карлов Университет (г. Прага), Дом Учителя Уральского федерального округа (г. Екатеринбург), Урало-Сибирская фольклорная ассоциация (г. Екатеринбург), Институт развития образования и социальных технологий Курганской области (г. Курган). Узнать подробнее о ней можно на сайте: http://www.urfodu.ru/ru/ru/projects/Masterskaya
Коллеги, всем творческих успехов и хорошего настроения!